МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»

0. Краткая схема стандарта
1. Сфера применения стандарта
2. Подходы к учету государственных субсидий
3. Виды государственных субсидий и их учет
Условные субсидии
Государственная помощь > Государственные субсидии
Признание субсидий в качестве дохода на систематической основе в течение периодов, необходимых для сопоставления субсидий с расходами, которые данные субсидии должны компенсировать
КРИТЕРИИ ПРИЗНАНИЯ
Должна существовать обоснованная уверенность в том, что:
1) компания выполнит условия предоставления субсидий
2) субсидии будут получены
Безусловные субсидии — доход в ОПУ
Субсидии, относящиеся к активам
(покупка или создание долгосрочных активов)
Вариант 1. Вычесть из балансовой стоимости актива, уменьшить расходы по амортизации в течение срока полезного использования актива
Вариант 2. Признать в качестве доходов будущих периодов в течение срока полезного использования актива
Возврат:
• увеличить балансовую стоимость актива или уменьшить сальдо доходов будущих периодов
• списать сумму дополнительной амортизации в прибыль или убыток
Субсидии, относящиеся к доходу
(приобретение запасов и иные случаи)
Вариант 1. Уменьшить соответствующие расходы
Вариант 2. Признать в качестве дохода, показав в ОПУ отдельной строкой или в составе общей статьи
Возврат:
• уменьшить сальдо доходов будущих периодов
• превышение суммы возврата над сальдо доходов будущих периодов признать в составе прибыли или убытка
4. Заем, предоставленный государством по ставке ниже рыночной
Компонент займа
(приведенная стоимость будущих платежей по рыночной ставке)
Дальнейший учет
по амортизированной стоимости
согласно МСФО (IFRS) 9
Компонент субсидии
(разница между полученной суммой
и компонентом займа)
1) Заем на финансирование приобретения или строительства долгосрочного актива
2) Иные случаи
Дальнейший учет
в качестве субсидии,
относящейся к активам
Дальнейший учет
в качестве субсидии,
относящейся к доходу
1. Сфера применения стандарта
Компания должна применять стандарт:
• при учете государственных субсидий и раскрытии информации о государственных субсидиях;
• при раскрытии информации о других формах государственной помощи.
Понятие «государственная помощь» шире понятия «государственные субсидии». Государственные субсидии являются одной из форм государственной помощи.
Государственные субсидии — это помощь государства в форме передачи компании ресурсов в обмен на соблюдение в прошлом или в будущем определенных условий, связанных с операционной деятельностью компании (дотации, субвенции или премии). Например, бесплатные консультации.
Государственная помощь — это действия государства, направленные на предоставление специфических экономических выгод компании, отвечающей определенным критериям.
Государственная помощь
Государственные субсидии
2. Подходы к учету государственных субсидий
Критерии признания государственных субсидий
Компания не должна признавать государственные субсидии до тех пор, пока у нее не появится обоснованная уверенность в том, что:
1) она выполнит условия предоставления субсидий;
2) субсидии будут получены.
Предоставление субсидии само по себе не является решающим доказательством того, что условия, связанные с ней, выполнены или будут выполнены.
Предоставление субсидии
Условия предоставления субсидии выполнены или будут выполнены
Субсидия учитывается одинаково, т. е. выбор метода учета субсидии не зависит от того, получена она в денежной форме или в форме уменьшения обязательств перед государством.
Признание государственных субсидий
Если компания получила субсидию, но у нее не было уверенности в том, что она сможет выполнить условия ее предоставления, то субсидия отражается как заем.
Если все условия предоставления субсидии выполнены, субсидия признается по методу начисления.
Основной принцип признания: государственные субсидии должны на систематической основе признаваться в качестве дохода тех периодов, в которых компания признает расходы, компенсируемые данными субсидиями.
Доход от государственной субсидии
XXX
XXX
Компенсируемый расход
XXX
XXX
ГОД 1
ГОД 2
После признания государственной субсидии все связанные с ней условные обязательства или условные активы отражаются в соответствии с МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы».
3. Виды государственных субсидий и их учет
Стандарт рассматривает два вида государственных субсидий, которые учитываются по-разному.
Государственные субсидии,
относящиеся к активам
Государственные субсидии,
относящиеся к доходу
Субсидии относятся к активам, если условием их предоставления является покупка или создание долгосрочных активов.
Иные случаи: приобретение запасов,
возмещение расходов на персонал и т. д.
3.1. Государственные субсидии, относящиеся к активам
Возврат государственных субсидий
Признание государственных субсидий в учете
Вариант 1.
Субсидия вычитается из балансовой стоимости актива и в дальнейшем уменьшает расходы по амортизации в течение срока полезного использования актива.
Вариант 2.
Субсидия признается в качестве отложенного дохода (обязательства)
и списывается в прибыль или убыток
в течение срока полезного использования актива.
Дт Денежные средства
Кт Субсидия
1 000 долл.
1 000 долл.
Год 1
Получена госсубсидия в сумме 1 000 долл.
Дт Денежные средства
Кт Доходы будущих периодов
1 000 долл.
1 000 долл.
Дт Основные средства
Кт Денежные средства
10 000 долл.
10 000 долл.
Приобретено основное средство за 10 000 долл.
Дт Основные средства
Кт Денежные средства
10 000 долл.
10 000 долл.
Дт Субсидия
Кт Основные средства
1 000 долл.
1 000 долл.
Отражена госсубсидия в составе основных средств
9 000 долл. ÷ 10 лет × 1 год =
Дт Амортизация
Кт Основные средства
900 долл.
900 долл.
900 долл.
Начислена амортизация за 1-й год
10 000 долл. ÷ 10 лет × 1 год
Дт Амортизация
Кт Основные средства
1 000 долл.
1 000 долл.
1 000 долл.
Признание дохода от госсубсидии
1 000 долл. ÷ 10 лет × 1 год
Дт Доходы будущих периодов
Кт Доход от госсубсидии
100 долл.
100 долл.
100 долл.
ОФП на отчетную дату
Основные средства
8 100 долл.
ОФП на отчетную дату
Основные средства
Доходы будущих периодов
ОПУ за год
Амортизация
Доход от госсубсидии
9 000 долл.
(900 долл.)
(1 000 долл.)
100 долл.
ОПУ за год
Амортизация
(900 долл.)
Вариант 1.
Вариант 2.
Стандарт предусматривает два метода учета субсидий, относящихся к активам.
Если компания не выполняет условия предоставления субсидии, она обязана ее вернуть. Возврат учитывается в порядке, предусмотренном для изменения бухгалтерской оценки (т. е. перспективно).
Вариант 1.
На сумму возврата нужно увеличить балансовую стоимость актива и признать обязательство к возврату. В расходах текущего периода нужно признать накопленную сумму дополнительной амортизации, которая при отсутствии субсидии была бы отнесена на расходы к текущему моменту.
Вариант 2.
На сумму возврата нужно уменьшить сальдо доходов будущих периодов и признать обязательство к возврату. Если сумма возврата превышает сальдо доходов будущих периодов, сумма превышения отражается
в составе расходов текущего периода.
Дт Основные средства
Кт Субсидия к возврату
1 000 долл.
1 000 долл.
Год 2
Компания не выполнила условия предоставления госсубсидии и обязана вернуть ее в сумме 1 000 долл.
Дт Доходы будущих периодов
Дт Расход от госсубсидии
Кт Субсидия к возврату
900 долл.
100 долл.
1 000 долл.
Накопленная амортизация за два года
(если бы субсидии не было):
10 000 долл. ÷ 10 лет × 2 года = 2 000 долл.
Амортизация за 1-й год: 900 долл.
Накопленная дополнительная амортизация: 2 000 долл. − 900 долл. = 1 100 долл.
Начислена амортизация за 2-й год
Дт Основные средства
Кт Денежные средства
10 000 долл.
10 000 долл.
ОФП на отчетную дату
Основные средства
Субсидия к возврату
8 000 долл.
(1 000 долл.)
ОФП на отчетную дату
Основные средства
Субсидия к возврату
ОПУ за год
Амортизация
Доход от госсубсидии
8 000 долл.
(1 000 долл.)
(1 000 долл.)
(100 долл.)
ОПУ за год
Амортизация
(1 100 долл.)
Вариант 1.
Вариант 2.
Дт Амортизация
Кт Основные средства
1100 долл.
1100 долл.
10 000 долл. ÷ 10 лет × 1 год =
Дт Амортизация
Кт Основные средства
10 000 долл.
10 000 долл.
10 000 долл.
3.2. Государственные субсидии, относящиеся к доходу
Возврат государственных субсидий
Признание государственных субсидии в учете
Вариант 1.
Субсидии признаются в качестве дохода отдельно или в составе общей статьи.
Вариант 2.
Субсидии признаются путем уменьшения соответствующих расходов.
Компания получила госсубсидию в сумме 1 000 долл. на поддержание занятости. Обязательное условие — в течение пяти лет количество работников завода не должно быть меньше 200. Если в каком-либо году в течение этих пяти лет число занятых будет меньше 200, то 20% от суммы гранта подлежит погашению в данном году. В первый год компания выполнила условие предоставления субсидии. Ежегодные расходы на оплату труда составляют 20 000 долл.
Год 1
Дт Денежные средства
Кт Доходы будущих периодов
1 000 долл.
1 000 долл.
Получена госсубсидия в сумме 1 000 долл.
Дт Денежные средства
Кт Доходы будущих периодов
1 000 долл.
1 000 долл.
1 000 долл. × 20% =
Дт Доходы будущих периодов
Кт Расходы на оплату труда
200 долл.
200 долл.
200 долл.
Признана госсубсидия за 1-й год
1 000 долл. × 20% =
Дт Доходы будущих периодов
Кт Доход от госсубсидии
200 долл.
200 долл.
200 долл.
ОФП на отчетную дату
Доходы будущих периодов
(800 долл.)
ОФП на отчетную дату
Доходы будущих периодов
ОПУ за год
Расходы на оплату труда
Доход от госсубсидии
(800 долл.)

(20 000 долл.)
200 долл.
ОПУ за год
Расходы на оплату труда
(19 800 долл.)
Вариант 1.
Вариант 2.
Стандарт предусматривает два метода учета субсидий, относящихся к доходу.
Если компания не выполняет условия предоставления субсидии, она обязана ее вернуть. Возврат учитывается в порядке, предусмотренном для изменения бухгалтерской оценки (т. е. перспективно).
Дт Расходы на оплату труда
Кт Денежные средства
20 000 долл.
20 000 долл.
Признаны расходы на оплату труда в сумме 20 000 долл.
Дт Расходы на оплату труда
Кт Денежные средства
20 000 долл.
20 000 долл.
Сумма возврата вычитается из сальдо доходов будущих периодов. Превышение суммы возврата над сальдо доходов будущих периодов сразу списывается в прибыль или убыток.
Дт Доходы будущих периодов
Кт Субсидия к возврату
Год 2
Компания не выполнила условие предоставления госсубсидии во втором году
и обязана вернуть 20% от ее суммы (1 000 долл. × 20% = 200 долл.)
Вариант 1.
Вариант 2.
200 долл.
200 долл.
Дт Расходы на оплату труда
Кт Денежные средства
Признаны расходы на оплату труда в сумме 20 000 долл.
20 000 долл.
20 000 долл.
Остаточная стоимость субсидии в сумме 600 долл. не списывается в ОСД, т. к. компания не лишилась права на получение оставшейся части субсидии.
ОФП на отчетную дату
Доходы будущих периодов
ОПУ за год
Расходы на оплату труда
(600 долл.)
(20 000 долл.)
4. Заем, предоставленный государством по ставке ниже рыночной
Государственная субсидия может быть предоставлена в виде займа под ноль процентов или под ставку ниже рыночной.
В таком случае необходимо выделить два компонента:
  1. компонент займа;
  2. компонент субсидии.
После первоначального признания способ учета такой субсидии будет зависеть от целевого назначения предоставленного займа.
1. Если заем связан с финансированием строительства или приобретения долгосрочного актива, субсидия будет учитываться как субсидия, относящаяся к активам.
2.В иных случаях субсидия будет учитываться как субсидия, относящаяся к доходу, и списываться в прибыль или убыток по мере признания расходов, которые она компенсирует.
Компонент займа учитывается в соответствии с требованиями МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты».
Заем, субсидируемый государством по ставке ниже рыночной
(полученная сумма займа)
Компонент займа
(приведенная стоимость будущих платежей по рыночной ставке
Компонент субсидии
(разница между полученной
суммой и компонентом займа)
Дальнейший учет
по амортизированной стоимости
согласно МСФО (IFRS) 9
1) Заем на финансирование приобретения или строительства долгосрочного актива
Дальнейший учет в качестве субсидии, относящейся
к активам
2) Иные
случаи
Дальнейший учет в качестве субсидии, относящейся к доходу
Компания получила кредит, субсидируемый государством. Сумма кредита — 17 000 долл., ставка — 2%, срок кредита — два года. Рыночная ставка, по которой компания могла получить кредит, равна 10%. Кредит предоставлен для финансирования текущей деятельности компании.
На дату получения кредита компания признает два компонента:
  1. Заем в сумме 14 640 долл. (приведенная стоимость будущих платежей по рыночной ставке).
2. Субсидию в сумме 2 360 долл. (разница между полученной суммой и компонентом займа: 17 000 − 14 640).
Год
1
Денежный поток
(проценты по договорной ставке 2% и основой долг)
[1]
Дисконт-фактор
(по рыночной ставке 10%)
[2]
2
17 000 × 2% = 340
1 ÷ (1 + 10%)1
17 000 × 2% + 17 000 = 17 340
1 ÷ (1 + 10%)2
Дисконтированный денежный поток
[3] = [1] × [2]
309
14 331
14 640
Получен субсидируемый кредит
Дт Денежные средства
Кт Заем
Кт Доходы будущих периодов
17 000 долл.
14 640 долл.
2 360 долл.
Заем далее будет учитываться по амортизированной стоимости согласно МСФО (IFRS) 9.
Год
1
Амортизированная стоимость на начало периода
[1]
Проценты начисленные
(амортизированная стоимость ×
× эффективная ставка)
[2] = [1] × 10%
2
14 640
1 464
15 764
1 576
Амортизированная стоимость на конец периода
[4] = [1] + [2] + [3]
15 764
17 000
Проценты полученные
(номинальная стоимость ×
× договорная ставка)
[3] = 17 000 × 2%
(340)
(340)
Начислены проценты за 1-й год
Дт Процентные расходы
Кт Заем
1 464 долл.
1 464 долл.